Больше всего нарушений совершаются при отборе участников. Например, заказчики часто устанавливают требования под «своего» поставщика. Госкомпании не соблюдают требования собственных положений о закупках, а сами положения не соответствуют закону. Есть проблемы с составлением и размещением планов-графиков, с заключением дополнительных соглашений при изменении цены контрактов.
В докладе аудитора Счетной палаты Максима Рохмистрова отмечается, что участились случаи закупок у единственного поставщика. В федеральном госзаказе у единственного поставщика производится 35,2 процента закупок, а в заказе госкомпаний — 40,4 процента. Часто единственный поставщик маскируется в «прочих» способах закупки, разрешенных госкомпаниям («прочие» составили 55,3 процента). Некоторые предприятия, у которых производятся закупки находятся в процедуре банкротства или близки к этому.
Счетная палата предлагает внести изменения в законодательство, ограничивающие закупки у единственного поставщика. Однако Минэкономразвития опасается, что с этими ограничениями компании не смогут эффективно работать.