Современный Портал
Новороссийска
 

Версия для печати / Оригинальная версия

http://history.novo-city.ru/news/1/63825/y-ozvezdie-roditelei/

«Созвездие родителей»

ІвЮаЭШЪ, 24 дХТаРЫп 2015, [21:31], novorab.ru
«Созвездие родителей»

29 марта этого года исполняется 95 лет со дня выхода первого номера «Новороссийского рабочего».

До юбилейной для старейшей городской газеты даты редакция «НР» опубликует ряд материалов, в которых мы расскажем много нового о том, как рождалась и с годами менялась газета, о людях, которые ее создавали, об удивительных героях публикаций, о личностях, чьи судьбы удивительным образом переплелись с судьбой «Новороссийского рабочего». В первом выпуске рубрики «Газета. Годы. Люди» мы познакомим читателей с малоизвестными фактами биографий некоторых сотрудников редакции, работавших в ней в 20-е годы.
Начали с «Известий»
Первый номер газеты вышел 29 марта под названием «Известия революционного комитета г. Новороссийска». Только за первые месяцы своего существования газета дважды меняла свое название: она называлась «Известия Черноморского окружного ревкома», затем — «Красное Черноморье». Кстати, в довоенное время газета обслуживала читателей не только города, но и губернии и округа, пока в марте 1936 года не утвердилась в статусе городской ежедневной газеты. Уже в первый год работы газеты в ней трудились личности, ставшие в дальнейшем очень известными советскими писателями — первый редактор Александр Бек, будущие лауреаты Сталинских премий Федор Гладков и Всеволод Вишневский. Вот такое было «созвездие родителей» у «Новороссийского рабочего». Поиск сотрудников редакции тех лет позволил обнаружить еще ряд имен, оставивших свой след в истории газетного дела Кубани, Черноморья и России.
Под псевдонимом Эмеф
В календаре, изданном отделом информации и библиографии Центральной городской библиотеки им. Э. Баллиона, автор этого материала наткнулся на упоминание о Михаиле Финкельштейне, который вместе с Александром Беком стоял у истоков основания газеты и состоял в штате в качестве корреспондента. На рубеже веков Михаил Финкельштейн работал в «Одесском листке» вместе с «королем русского фельетона» Власом Дорошевичем. По приглашению издателя и редактора газеты «Черноморское побережье» он в конце 1903 года перебрался из Одессы в Новороссийск. Школа «Одесского листка» и Власа Дорошевича оказала благотворное влияние на его судьбу Финкельштейна. Фельетоны, подписанные его псевдонимом Эмеф, регулярно появлялись во многих газетах дореволюционной России. В исследовании «Кубанская журналистика: страницы прошлого и настоящего» (автор Н. Петрова) я нашел лестную характеристику творчества Финкельштейна: «Загадочный и непредсказуемый Эмеф жестко и остроумно, в меру подражания Дорошевичу и Аверченко, писал как на самые прозаические, так и на неожиданные темы. Финкельштейн — автор многих мощных по своей публицистичности фельетонов». Работая в «Черноморском побережье», он пишет также для крупнейших газет региона, таких как «Кубанский курьер», «Кубанский край», «Отклики Кавказа», «Приазовская речь», а с 1920 года — для новороссийской газеты. В дальнейшем Михаил Финкельштейн стал близким другом Николая Островского, автора известного романа «Как закалялась сталь», так же одно время проживавшего в Новороссийске. Воспитанник улицы
Перелистывая «Литературную энциклопедию», автор материала обнаружил интересный для себя факт в биографии известного писателя начала ХХ века Александра Рославлева. В 1920 году он несколько месяцев был редактором газеты «Красное Черноморье» (под таким названием наша газета выходила до 1930 года). Судьбу рославлева трудно назвать счастливой. Он был исключен из гимназии за «неспособность». Вскоре не стало его семьи — отец отравился, а мать сошла с ума. Несколько лет он вел жизнь босяка, его воспитывала улица. Рославлев ночевал в ночлежках, торговал спичками на московских базарах. Однако именно в это время он начал писать стихи. Вскоре Рославлев стал известен в литературном мире, познакомился с Леонидом Андреевым, Иваном Буниным, Сергеем Сергеевым-Ценским, встречался с Чеховым и Горьким. Алексей Максимович вывел Рославлева в романе «Жизнь Клима Самгина» в образе «толстого поэта» и даже процитировал строки из его стихотворения. Одно произведение будущего редактора «Красного Черноморья» известно и по сей день. Это написанная им «Новогодняя песня» («Над полями да над чистыми»), долго считавшаяся народной. После Октябрьской революции Рославлев пересмотрел свое творчество. В Новороссийске он стал одним из основателей театра политической сатиры, а вскоре возглавил и газету. Однако прожил после этого недолго, скончавшись от тифа в ноябре 1920 года. Впрочем, в те годы эпидемия тифа унесла жизни еще нескольких сотрудников газеты «Красное Черноморье». Расклейщик афиш — это перспективно
В 1925 году в газете появился репортер Сергей Диковский. До этого он был курьером, пел в хоре, расклеивал афиши, трудился библиотекарем и носильщиком на вокзале. Довольно быстро он почувствовал в себе задатки литератора, и уже в 1927 году в Москве был напечатан его приключенческий роман «Взрыв», написанный в соавторстве со Львом Оваловым, будущим автором популярных детективных историй про майора Пронина. Вскоре Диковский оказывается уже на Дальнем Востоке, а с 1934 года его приняли на работу в главную партийную газету страны — «Правду». Произведения Диковского в то время печатают известные журналы страны: «Молодая гвардия», «Новый мир», «Октябрь». В числе других писателей он совершил поездку на строительство Беломоро-Балтийского канала, став одним из авторов пропагандистской книги «Беломоро-Балтийский канал имени Сталина. История строительства. 1931-1934». Позже его очерки о воспитании людей трудом были объединены под названием «Преступление и воспитание». Перу Сергея Диковского принадлежат первые книги о «зеленых петлицах» — пограничниках. Это книжка очерков «Застава N», вышедшая в 1932 году, и изданная в 1937 году повесть «Патриоты». По сценарию Диковского был поставлен фильм «Комендант Птичьего острова». Однако это последнее, что успел в своей жизни бывший редактор «Красного Черноморья». По данным биографического словаря «Русская литература XX века», он в качестве корреспондента газеты «Правда» отправился на финский фронт, где погиб в самом начале 1940 года.
От Парижа — до Гулага
Автор этих строк не раз слышал имя Никандра Пластинина, то, что он сотрудничал в нашей газете в середине 20-х годов. Недавно углубившись в архивный раздел сайта газеты «Орловская правда», я узнал новость об этом человеке: он не просто сотрудничал, а редактировал в середине 1920-х годов «Красное Черноморье». О пластинине хочется рассказать следующее. За участие в революционных событиях 1905 года он был арестован, но ему удалось бежать. Более десяти лет он провел в эмиграции, жил во Франции, Швейцарии. Там он сблизился с Лениным и другими известными политэмигрантами. В Россию вернулся уже после Февральской революции в знаменитом «пломбированном вагоне».
Будущий редактор «Красного Черноморья» участвовал в работе V Всероссийского съезда Советов, на котором была принята Конституция РСФСР. В начале 20-х годов прошлого века он занимает ответственные партийные посты в Астрахани и Челябинске. До переезда в Новороссийск редактирует челябинскую газету «Советская правда». Опыт работы редактором позволил ему ввести в газетную практику такие рубрики, как «День за днем» (новости экономики), «На бирже труда», «Почтовый ящик» (переписка с рабселькорами), «Сегодня» (объявления о предстоящих мероприятиях), «Партийная хроника». После «Красного Черноморья» Никандр Пластинин возглавлял «Орловскую правду», работал в центральном журнале «В помощь политучебе», в ТАСС. В последние годы жил в Иркутской области. В Нижнеудинске был репрессирован, умер в лагере в мае 1938 года. Вот такие замечательные люди стояли у истоков сегодняшнего «Новороссийского рабочего». Низкий им поклон и светлая память!
В истории «Новороссийского рабочего» разбирался Евгений ЛАПИН.