Пройдя все возможные водные маршруты, российские моряки взялись за покорение Арктики. Осенью прошлого года танкер группы Совкомфлот Viktor Bakaev совершил первый в истории компании арктический переход с востока на запад. Управлял судном новороссийский капитан Леонид Колпаков.
По возвращении из рейса он рассказал «Новороссийскому рабочему», как танкер встретили суровые арктические льды и может ли Севморпуть стать альтернативой другим судоходным маршрутам.
– Леонид Иванович, рейс на Viktor Bakaev стал вашим первым переходом в ледовых условиях?
– Не совсем. В апреле 2010 года на танкере NSChalenger я заходил в порт Приморск, где была ледовая обстановка. А вот в настоящих массивных льдах Арктики я и мой экипаж работали впервые. Дополнительную ответственность на нас возлагало и то, что впервые в истории судоходства танкер такого размера прошел по СМП с востока на запад, в том числе через пролив Санникова.
– Откуда начался ваш ледовый рейс?
– Мы шли из корейского порта Йосу на Северную Европу с 90 тысячами тонн авиационного керосина. Накануне танкер прибыл в Находку для бункеровки, и к этому моменту уже полным ходом велась работа по подготовке судна к переходу в условиях низких температур. К нам даже дополнительно направили капитана Дмитрия Павлова, имеющего хороший опыт работы во льдах. Путь нам предстоял через Четвертый
Курильский пролив и пролив Лаперуза до Беринга. Пятого октября мы вышли из Находки.
– Как вас встретила Арктика?
– 14 октября, пройдя мыс Дежнева, мы вошли в акваторию Севморпути. Над Чукотским морем стелился плотный туман, шел дождь со снегом и дул крепкий ветер. Через пару дней к нам подошел атомный ледокол «Вайгач», с него на наш танкер пересадили ледового лоцмана – капитана с 25-летним стажем работы в Арктике.
Мы должны были идти севернее Новосибирских островов, но по мере продвижения каравана ледовая обстановка обострялась, а встреча с остаточными формами льда грозила нам повреждениями корпуса. Поэтому после консультаций с капитанами и береговыми сотрудниками «Новошипа» решили следовать южнее Новосибирских островов. Так мы и оказались в проливе Санникова. Из-за ограниченной глубины пролива сразу же начали прорабатывать наиболее безопасный маршрут, с минимальным запасом глубины под килем, согласовали его со специалистами.
21 октября наш танкер благополучно вышел из пролива Санникова и в составе каравана продолжил двигаться на восток. Через неделю мы вышли на траверз мыса Желания, что означало успешное завершение нашего первого арктического рейса. Если же оценивать эстетическую сторону путешествия в Арктике, то это красивейшие пейзажи с белыми медведями, хотя и очень сильные ветра с морозом в 20 градусов.
– Как вы можете оценить действия своего экипажа?
– Вся наша команда показала высокий уровень профессионализма и сплоченность, все сработали по максимуму, именно поэтому боевое крещение на Северном морском пути прошло благополучно. Отдельные слова благодарности я бы хотел сказать второму помощнику Александру Волошину, старшему механику Валерию Алехину и нашим рулевым матросам Дмитрию Леденеву, Анатолию Баранову и Алексею Калистову.
– Что теперь для вас предпочтительнее – работа на Севморпути или более традиционные рейсы?
– Любой рейс необычен. Я люблю свою работу и радуюсь возможности открывать интересные маршруты, получать новые впечатления и расширять свой кругозор. Конечно, Арктика – это ни с чем не сравнимый регион, и мне бы хотелось туда вернуться. Все-таки первый рейс был волнующим, и если попаду туда снова, будет проще.
– Насколько реальна, на ваш взгляд, перспектива развития Севморпути и повышения его конкурентоспособности?
– Существует множество аспектов его развития, и ключевое звено инфраструктуры для успешного функционирования СМП – это, конечно, атомный ледокольный флот. Нашему успешному переходу во многом способствовала профессиональная ледокольная проводка.
Поэтому при наличии достаточного количества ледоколов и при эффективной организации их работы трассы Севморпути вполне могут составить реальную конкуренцию Суэцкому каналу – одному из самых оживленных судоходных маршрутов в мире.
Наталья СОКОЛОВА.
Есть такая профессия – доставлять жизненно важные грузы во все уголки земного шара. Не зря говорят: без моряков одна половина человечества замерзнет, а другая будет вынуждена голодать.