Современный Портал
Новороссийска
 

Версия для печати / Оригинальная версия

http://history.novo-city.ru/news/1/51411/italyanskii-sled-gibeli-linkora/

Итальянский след гибели линкора

ЗХвТХаУ, 5 бХЭвпСап 2013, [09:27], novorab.ru
Итальянский след гибели линкора

Недавно появилась новая сенсационная версия гибели в 1955 году в севастопольской бухте линкора «Новороссийск».


Ветеран итальянского подразделения боевых пловцов «Гамма» Уго Д,Эспозито заявил о том, что итальянские военные причастны к затоплению советского линкора. Об этом было сообщено в материале, обнародованном 4Arts. Сенсационное признание Д,Эспозито первым показало причастность к уничтожению «Новороссийска» итальянских военных, которые ранее категорически отрицали подобную версию. По словам ветерана, итальянцы не хотели, чтобы их корабль «Джулио Чезаре» после окончания войны доставался русским, поэтому и позаботились о том, чтобы его затопить, сделав ради этого все возможное. Впрочем, о том, как именно была проведена диверсия, итальянец не рассказал. Версия о том, что итальянцы причастны к затоплению «Новороссийска», существовала с самого начала, однако официально никогда не была подтверждена. Основной версией, принятой после официального расследования, проведенного после гибели линкора правительственной комиссией, стала гибель линкора от взрыва находившейся на дне бухты со времен Второй мировой войны немецкой мины. Судя по всему, итальянский ветеран подразделения боевых пловцов — один из последних, кто мог иметь отношение к диверсии, — не захотел уносить эту тайну с собой в могилу. Но совсем по-другому этот факт оценили члены севастопольского совета ветеранов линкора «Новороссийск». По их мнению, заявление Д,Эспозито дает им право обратиться к президентам России и Украины с просьбой инициировать проведение международного расследования по факту гибели корабля. При этом, как заявил председатель совета ветеранов «Новороссийска» Виктор Салтыков, если слова Д,Эспозито подтвердятся, ветераны намерены подать в международный суд иск о выплате компенсаций за ущерб, нанесенный их здоровью в результате взрыва корабля. В своем заявлении ветераны линкора подчеркнули, что никогда не сомневались, что линкор погиб в результате диверсии. Кроме того, по словам В.Салтыкова, Россия как правопреемница Советского Союза имеет право потребовать у Италии компенсировать стоимость линкора, которая на сегодняшний день приравнивается к стоимости атомного крейсера. Любое сообщение о гибели линкора более 30 лет после трагедии находилось под строжайшим запретом. Информационное табу было снято лишь в перестроечное время, в конце 80-х годов прошлого века. О трагедии стали писать, благо были еще живы многие свидетели, а военно-морские историки начали по косточкам разбирать детали и факты целого ряда возможных версий. Кроме подрыва на германской мине и диверсии итальянцев, была выдвинута версия взрыва английскими диверсантами, поскольку корабль якобы должен был атаковать с помощью «атомных» снарядов зону Босфорского пролива. Еще одна версия, которую рассматривали исследователи, — корабль взорвали советские спецслужбы. В ее пользу также набралось немало свидетельств и фактов. Другая версия объясняла катастрофу детонацией взрывчатого вещества при выгрузке с линкора старого боезапаса. Фантазия новоиспеченных авторов порой не знала границ. Например, писатель-маринист Николай Черкашин увязал трагедию «Новороссийска» с мифом о «поезде-призраке». Якобы за несколько минут до взрыва со стороны итальянского кладбища в Севастополе к морю двигался паровоз с тремя вагонами. Таинственный поезд был составом, который исчез в 1911 году в Риме в одном из туннелей. Один из двоих пассажиров поезда, которым удалось с него спрыгнуть и спастись, был знаменитый князь Валерио Боргезе, которому Черкашин и приписывает проведение диверсии. Итальянский след еще до признания Д,Эспозито отечественными исследователями считался одним из самых изученных. Но окончательных выводов по нему так и не сделано. Было предостаточно фактов и за, и против. Ища ответ на вопрос, кому был выгоден подрыв «Новороссийска», исследователи ставили на первое место Италию, конкретно — ее правые и профашистские круги, прямо заинтересованные в том, чтобы привлечь на свою сторону как больше ура-патриотов. До Второй мировой войны Италия усиленно развивала силы и средства для подводных диверсий, пишет в книге «Гибель линкора «Новороссийск» контр-адмирал Николай Никольский, возглавлявший в 1955 году штаб эскадры кораблей Черноморского флота. Также автор сообщает о том, что живший в Севастополе мичман Селиверстов, занимавшийся в 1960-х годах в Алжире обучением местных моряков, слышал от одного из них рассказ об итальянском офицере, который хвастался своим участием в осуществлении подрыва линкора «Новороссийск» в Севастопольской бухте. С гибелью линкора связывают также тот факт, что, спустя всего две недели после катастрофы, в штабе Черноморского флота было получено донесение нашей разведки в Италии, в котором сообщалось о принятом постановлении правительства Италии о награждении группы боевых пловцов бывшей 10-й флотилии МАС, которой командовал Валерио Боргезе, и присвоении им звания «Национальный герой Италии». В газете «Красная звезда» от 21 мая 1988 года начальник разведки ВМФ в 1955 году контр-адмирал В.Бобков заявил, что сразу после трагедии пришел к выводу, что взрыв корабля — дело рук диверсантов Боргезе. Как считает контр-адмирал Н.Никольский, на итальянский след указывает большое число косвенных улик, однако окончательное заключение о причинах и обстоятельствах взрыва и гибели линкора «Новороссийск» можно будет сделать после опубликования архивных данных итальянской и советской разведок. Возможно, что ключ к секрету гибели линкора «Новороссийск» находится в архивах ЦРУ США. У «итальянской» версии есть много противников. Так, профессор капитан 1-го ранга в отставке Николай Муру, автор книги «Катастрофа на внутреннем рейде», утверждает, что «диверсия такого масштаба, как подрыв „Новороссийска“, была неосуществима теми техническими средствами, которыми тогда располагала Италия». Развивает эту версию новороссийский военный историк, кандидат технических наук Петр Таламанов, один из авторов исследования «Эпитафия великой мечте. Линейный корабль „Новороссийск“ — гибель без тайн», вышедшего несколько лет назад в Харькове. Вариант «злодеяний врагов социализма», по мнению авторов этой книги, стал чрезвычайно популярным. Здесь было все. И стремление итальянцев к мести. И «рыцарь плаща и кинжала» князь Валерио Боргезе со своим мифическим отрядом. И то, что Боргезе женат на русской графине Дарье Олсуфьевой. И таинственные итальянские туристы, зачастившие в Крым летом 1955-го года. И итальянская сверхмалая подводная лодка фирмы «Космос», созданная якобы для этой акции. И многое другое. К этому была приплетена и дата взрыва — 29 октября, якобы счастливый день для Боргезе. В этот день в 1940 году его принял Муссолини. Сами итальянские специалисты, как считает Петр Таламанов, недоумевают — зачем было взрывать старый линкор, рискуя нарваться из-за него на грандиозный международный скандал? Да и пресловутый отряд Боргезе к 1955 году давно уже не существовал. А бывшие боевые пловцы в условиях тогдашнего экономического кризиса в Италии были более заняты хлебом насущным, чем мыслями о мщении за поруганную национальную честь. Сопоставив все известные данные, исследователи провели специальный расчет, чтобы ответить на вопрос, сколько должно было быть взрывчатого вещества. Полученная величина — 4800 килограммов — более чем в четыре раза превосходила официальные данные правительственной комиссии. Одно только это начисто отметает версию «итальянского» следа. Один хорошо подготовленный диверсант может нести на себе до 40 кг взрывчатки. Получается, что на одну тонну требуется уже 25 человек. В этом случае главная база флота превращалась бы в проходной двор для диверсантов. В 1955 году с ветеранами 10-й флотилии МАС встретился автор небольшой по объему книги «Проклятая тайна» капитан 1-го ранга в отставке А.Норченко. Трое боевых пловцов отряда Боргезе независимо друг от друга категорически отвергли версию о причастности к взрыву «Новороссийска».
Евгений ЛАПИН.