Второго мая в Новороссийске стартовала подводная экспедиция «Раскрывая тайны „Императрицы Екатерины Великой“», организованная Краснодарским региональным отделением Русского географического общества. Специалисты Центра подводных исследований приступили к обследованию линкора, затопленного на сорокаметровой глубине в Цемесской бухте во время Первой мировой войны.
«Комсомольская правда»
Следует отметить, что попытки изучить остов погибшего корабля предпринимались и ранее. Но в основном исходили они от дайверов-любителей и особых результатов не принесли. Одно из погружений и вовсе привело к гибели аквалангиста.
— Нынешнее исследование, организованное краевым отделением Русского географического общества, рассчитано на три года. Большую часть работ планируется завершить к 2014 году — к столетию со дня спуска линкора на воду, — сообщил корреспонденту «НК» председатель Краснодарского регионального отделения Русского географического общества Иван Чайка.
Участникам экспедиции предстоит проникнуть во внутренние помещения боевого корабля, расчистить их от илистых отложений и завалов. Все действия дайверов будут сопровождаться фото- и видеосъемкой. Специалистам предстоит выяснить возможность консервации и музеефикации, составить точный план объекта и оценить степень утраты.
В ходе экспедиции планируется поднять на поверхность для передачи в музей отдельных корабельных конструкций, приборов и других предметов, имеющих историческую ценность.
По итогам исследования планируется выпустить книгу и видеофильм о корабле.
Судьба линейного корабля «Императрица Екатерина Великая» неразрывно переплелась с событиями великой эпохи, а жизнь его оказалась недолгой и драматичной. В мае 1911 года император Николай II утвердил программу обновления Черноморского флота, предусматривающую строительство трех новейших линейных кораблей, одним из которых стала «Императрица Екатерина Великая». Линкор был спущен на воду в 1914 году и практически сразу принял участие в боевых действиях Первой мировой войны.
Корабль имел мощное бронирование, двадцать 130-миллиметровых бортовых орудий, а также двенадцать 305-миллиметровых пушек главного калибра в четырех башнях. Длина линкора — 170, а максимальная ширина — 28 метров.
После революции, в 1917 году, линкор «Императрица Екатерина Великая» был переименован в «Свободную Россию».
1 мая 1918 года линкор и с группой кораблей Черноморского флота перевели из Севастополя, занятого немцами, в Новороссийск.
Германские власти, оккупировавшие к тому моменту большую часть Крыма, потребовали вернуть корабли в Севастополь.
Часть экипажа дезертировала, большинство оставшихся матросов требовали вести линкор в Севастополь. Однако офицеры решили не сдавать боевой корабль врагу.
По решению советского правительства, линкор в июне 1918 года был потоплен торпедами в Цемесской бухте.
Игорь ЗАХАРОВ.