Ровно 290 лет тому назад, в 1722 году, на берегу Цемесской бухты появилась крепость Суджук-Кале, ставшая на целое столетие местом притяжения интересов Турции, России и еще ряда стран.
Свою историю крепость Суджук-Кале начала в период правления султана Ахмеда III (1703-1730 гг.) и завершила при султане Махмуде II (1808-1839 гг.).
Название крепости Суджук-Кале в переводе с абхазского языка означает «колбасная крепость», а с черкесского – «замок маленьких мышей», на самом деле оно несколько иное – Согуджак. Об этом историкам Новороссийского музея-заповедника рассказала надпись на надвратной плите крепости. Ее перевод помогли осуществить турецкие ученые. В этом случае название крепости переводится как «холодная», судя по всему, это связано с местной погодой. По-видимому, холодный проникающий норд-ост поразил турок, поселившихся при основании крепости.
До конца XVIII века крепость Суджук-Кале являлась важным стратегическим пунктом на Черном море. Зафиксировано, что только за один год через крепость пропускалось до 40 тысяч турецких войск, пополнявших черноморские турецкие крепости и флот.
Из архивных документов известно, что большой интерес эта крепость вызывала у российской императрицы Екатерины II.
Одними из первых оценили достоинства новой бухты российские моряки. Именно здесь, у Суджук-Кале, российским парусным флотом были одержаны две важные победы над турецким флотом.
На траверсе турецкой крепости добыта самая первая победа российского флота на Черном море. Эскадра под командованием капитана 1-го ранга Якова Сухотина в мае 1773 года уничтожила здесь 6 турецких кораблей.
Еще одна значительная победа русского флота была одержана несколько месяцев спустя. Отряд из трех 16-пушечных и нескольких вспомогательных кораблей под командованием капитана 2-го ранга Яна Кинсбергена встретил близ Суджук-Кале турецкую эскадру, состоявшую из 18 вымпелов, на которой находился 6-тысячный десант, собиравшийся высадиться в Крыму. Русские моряки смело атаковали головную группу неприятеля, в которую входили
3 линейных корабля, 4 фрегата и 3 шебеки, и сумели обратить их в бегство после двухчасового боя. От высадки десанта в Крым туркам пришлось отказаться.
За годы своего существования турецкая крепость знала и взлеты, и падения. Угрожать крепости могли не только русские, но и местные горцы. Сохранились упоминания о том, что в результате блокады крепости горцами в 1784 году весь находившийся за ее стенами турецкий гарнизон попросту вымер. Снабжения с моря продуктами не было, из-за чего начался голод. Его смогли пережить лишь двое – семейная пара.
Но именно в том же 1784 году решено было реконструировать крепость.
Тогда с этой целью был приглашен известный французский военный инженер Лафитт-Клаве. На его счету целый ряд инженерных сооружений, созданных в Причерноморье. Среди самых известных работ Лафитт-Клаве – реконструирование при его участии крепости Измаил, той самой, которую затем брали войска под командованием Александра Суворова, и Хаджибейский замок в Одессе.
Новороссийский историк
Лев СТЕПКО установил, что крепость, имевшую размеры 210х210 метров, Лафитт-Клаве планировал существенно расширить – более километра в длину и 600 метров в ширину. В ее состав, согласно проекту, входил каменный замок, укрепление и три редута, обеспечивавшие прикрытие крепости.
В то время приморская крепость, каковой являлась Суджук-Кале, несколько отличалась от аналогичных сухопутных строений. Крепость имела два фронта – морской и сухопутный.
Согласно данным, обнаруженным Степко, крепостные стены образовывали квадратное сооружение с длиной стороны 210 метров. По углам были установлены круглые бастионы. При толщине стен 3-3,5 метра их высота могла быть не менее 10 метров.
Верх крепостных стен имел все приспособления для отражения атак. С любой точки можно было вести фронтальный огонь. Высота башен-бастионов, по практике тех лет, была в два раза больше стен.
Главные ворота замка, согласно плану Лафитт-Клаве, находились в северо-восточной части замка и были обращены к морю. Стены замка окружал ров глубиной 6 метров. Строения в крепостном замке были деревянные, преимущественно с земляными крышами.
Соседствующее с замком укрепление было обнесено двойным палисадом, который тоже был окружен шестиметровым рвом. Вокруг укрепления располагалось около 30 крепостных орудий.
Еще одно важное открытие нашего историка связано с обнаружением ранее неизвестных трех редутов, которые своим огнем могли прикрыть Суджук-Кале и держать под контролем Цемесскую бухту. Редуты были прямоугольной формы и имели размеры 200х200 метров. На карте современного Новороссийска редуты находились бы на территории поселка Алексино, выше причала «Шесхарис», а также на месте завода «Красный двигатель». Как предполагает Лев Степко, турецкое кладбище и турецкий сад, имевшиеся в Новороссийске в начале XX века, связаны с обнаруженными в районе Цемесской бухты турецкими фортификационными сооружениями.
Район мемориала на Малой земле, территория Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф.Ушакова – это как раз тот район, где в XVIII веке располагалась крепость Суджук-Кале. Однако эти площади, находящиеся на территории города, до сих пор не изучены археологами. Исследования не были произведены ни перед началом строительства мемориального комплекса, ни в течение последующих 30 лет после открытия.
А находки в районе крепости Суджук-Кале были. То большое число пушечных ядер, то обломки посуды и украшений, то курительные трубки.
Сегодня, согласно закону Краснодарского края № 313-КЗ «О пообъектном составе недвижимых памятников истории и культуры регионального значения, расположенных на территории Краснодарского края», турецкая крепость Суджук-Кале входит в список памятников археологии Кубани.
До основания Новороссийска русские войска дважды овладевали этой крепостью, однако каждый раз после этого, по условиям очередного мирного договора с Турцией, приходилось ее оставлять. Последний раз в 1812 году туркам досталась лишь груда развалин. Турки не стали восстанавливать Суджук-Кале. С 1829 года эти земли окончательно отошли к России.
В истории почти всех Русско-турецких войн так или иначе участвовала крепость Суджук-Кале. За время своего существования крепость не раз притягивала к себе как всякого рода самозванцев, так и агентов разных стран.
Одна из легенд связана с именем шейха Мансура, который на самом деле был всего лишь пастухом. Горцы, объединенные Мансуром, могли выставить против русской армии до 25 тысяч человек. Под предводительством Мансура они одержали несколько побед.
Когда в 1787 году Турция объявила войну России, то именно из Суджук-Кале на Кубань отправилось несколько полков. Однако, потерпев поражение от войск Кавказского корпуса, Мансур уже не смог оправиться и вынужден был вернуться в Суджук-Кале, где, по одной из версий, и был пленен в 1791 году. Некоторые исследователи ставят его в один ряд с Емельяном Пугачевым.
Также Суджук-Кале многие десятилетия была известна как продовольственный рынок. Однако по сравнению с соседней Анапой, где было создано торговое укрепление с наместником и гарнизоном, в Суджук-Кале никогда не взымали никакого налога с турецких товаров и здесь не было ни одного фискального представителя.
После 1791 года крепость была уже фактически разрушена, а сама земля, на которой она находилась, принадлежала то черкесам, то туркам, то русским. Лишь спустя 20 лет, в 1811 году, русские возвратились сюда, чтобы построить свой форт, но сами же и разрушили его перед Отечественной войной 1812 года.
До основания Новороссийска о Суджук-Кале еще раз вспомнили в связи с международным скандалом, когда в бухте был арестован английский корабль «Виксен», появившийся якобы с целью торговли.
На момент задержания с него было выгружено 8 орудий, 800 пудов пороха и большое количество единиц оружия.
Это была провокация, в которой принял участие первый секретарь британского посольства в Константинополе Дэвид Уркварт. Экипаж «Виксена», которым руководил британский агент Белл, должен был встретиться с русским крейсером именно в Суджук-Кале.
Реакция Лондона, как и рассчитывали провокаторы, была очень резкой. Обсуждался вопрос войны с Россией. Император Николай I приказал привести в повышенную готовность флот и армию. «Виксен» был конфискован, а экипаж отправлен в Константинополь. Этот конфликт мог перерасти в войну между Россией и Англией, но через несколько месяцев был замят.
Существование турецкой крепости, а также более древних поселений (Бата и др.) на берегу Цемесской бухты дает историкам возможность поспорить о том, когда же был основан Новороссийск – 174 года назад или ранее. Для многих городов России поводом к определению возраста становится лишь упоминание о них в древних летописях. А уж о Новороссийске упоминаний в истории имеется немало.
Евгений ЛАПИН.